Человек должен беречь свои органы от харама. В Судный День тело человека будет свидетельствовать о совершенных им грехах. Сказано в Священном Кур`ане:
﴿ إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْؤُولاً ﴾
«Воистину, слух и зрение и сердце – за все это человек будет спрошен»[1].
Грехи ног
1. Ходьба для совершения греха, например, воровства, прелюбодеяния, сплетней или уклонения от обязательств, как возвращения долгов и обеспечения иждивенцев[2], послушания родителям и воспитания детей.
2. Вытягивание ноги в сторону Кур`ана, находящегося неподалеку на одном уровне с ногой.
3. Причинение неудобств сидящим в мечети, проходя через ряды (обычно происходит поднятием ступней на уровне плеч).
عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بنِ بُسْرٍ جَاءَ رَجُلٌ يَتَخَطَّى رِقَابَ النَّاسِ يَوْمَ الْجُمُعَةِ وَالنَّبِىُّ يَخْطُبُ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهُ ﷺ «اجْلِسْ فَقَدْ ءَاذَيْتَ»
Передается от ‘Абдуллаhа ибн Бусра, что в пятничный день пришел мужчина, перешагивая через шеи людей в то время как Пророк ﷺ вел хутбу, и тогда Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Сядь, ведь ты уже навредил»[3].
Не запрещается проходить через ряды для занятия свободного места.
4. Горделивая походка. Запрещается ходить, проявляя надменность и высокомерие. Сказано в Кур`ане:
﴿وَلا تَمْشِ فِى الأَرْضِ مَرَحًا﴾
«И не ходи по земле горделиво»[4].
5. Прохождение перед молящимся в месте совершения суджуда, даже если нет преграды (сутры). Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
لَوْ يَعْلَمُ الْمَارُّ بَيْنَ يَدَىِ الْمُصَلِّى مَاذَا عَلَيْهِ مِنَ الإِثْمِ لَكَانَ أَنْ يَقِفَ أَرْبَعِينَ خَرِيفًا خَيْرًا لَهُ مِنْ أَنْ يَمُرَّ بَيْنَ يَدَيْهِ»
«Если бы проходящий перед молящимся знал какой грех он совершает, то стоять сорок (осеней – в одном из риваятов) было лучше для него (то есть он предпочел бы стоять этот срок), чем пройти перед ним»[5].
[1] Аль-Исра: 36.
[2] Например, несовершеннолетних детей, даже после развода.
[3] Сунан Аби Дауд, глава о намазе, о разделах джума, раздел о перешагивании шей людей в пятничный день, 1118.
[4] Аль-Исра: 37.
[5] Сахих аль-Бухарий, глава о намазе, разделы о преграде молящегося, раздел о грехе проходящего перед молящимся, 510; Сахих Муслим, Сунан Аби Дауд с упоминанием «сорока осеней».